Вернуться   Компьютерный форум > Блоги > Базаров
Оценить эту запись

Звуковые карты - предварительные сведения (окончание)

Запись от Базаров размещена 26.04.2013 в 22:16

Воспроизведение MIDI -электронных нот
Запись звуковых колебаний - наиболее универсальная форма записи звуков, но она слишком "объемистая" (десятки Кбайт на каждую секунду звучания при обычной одноканальной стереозаписи), не гибкая и т.д., поэтому во многих случаях она неприемлема. Например, для компьютерных игр было бы слишком накладно отводить десятки и сотни Мбайт под записи музыкального сопровождения. Поэтому еще в первых звуковых картах была реализована возможность воспроизведения не только записей звуковых колебаний,но и нот, точнее, их электронного аналога - MIDI. Сокращение MIDI означает Musical Instruments Digital Interface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов, это стандартная система команд, применяемая для управления электромузыкальными инструментами. Запись музыки в виде MIDI-файлов в сотни раз более компактна, чем в виде файлов звуковых колебаний (.WAV-файлов) - обычно это десятки или сотни байт на секунду звучания, а не десятки тысяч.
Однако для воспроизведения MIDI-файлов звуковая карта должна быть более интеллектуальной - она должна знать, как играет каждый музыкальный инструмент - ведь одна и та же нота в исполнении скрипки, фортепиано, флейты, гобоя или всего оркестра звучит совершенно по-разному. А этих инструментов достаточно много - в стандарте General MIDI определено 128 обычных и 46 ударных инструментов. В звуковых картах применяются два способа генерации звучания MIDI-инструментов - частотный и волновой синтез.
Частотный (FM) синтез
В первых звуковых картах для генерации звучания музыкальных инструментов использовался так называемый частотный синтез. В нем звучание каждого инструмента генерировалось из двух или, в более поздних моделях звуковых карт, четырех синусоидальных колебаний (чистых тонов) варьируемой громкости. Однако звучание при этом получалось весьма не натуральным - ведь в реальном звучании музыкальных инструментов проявляются десятки и сотни обертонов, а не один или три, как это генерируется при частотном синтезе. Так, когда автор установил свою звуковую карту в режим частотного синтеза и попробовал прослушать начало Пятой симфонии Бетховена, ему показалось, что она исполняется на губной гармошке.
Табличный (Wave table) синтез
Другой способ генерации звучания музыкальных инструментов - более совершенный, но и более дорогой, - основан на том, что звуковая карта хранит звучание одного тона каждого инструмента (как известно, на основе звучания одного тона инструмента можно "в первом приближении" сгенерировать звучание любого другого тона этого инструмента). Чем более полные и достоверные записи звучания музыкальных инструментов хранятся на звуковой карте, тем реалистичнее генерируемое картой воспроизведение музыки, записанной в формате MIDI.
Технические характеристики
На качество звучания при воспроизведении MIDI влияют следующие характеристики:
количество голосов - и при табличном, и при волновом синтезе важно количество голосов, то есть максимальное количество одновременно звучащих нот музыкальных инструментов. В более дорогих картах обезпечивается 32 или более голоса, в старых и дешевых - 11-24 голоса. При недостаточном количестве голосов сложные музыкальные фрагменты воспроизводятся неправильно;
объем и качество библиотек табличного синтеза влияют на качество воспроизведения звука при табличном синтезе. Более дорогие музыкальные карты содержат 2 или даже 4 Мбайта памяти, в которых записано звучание музыкальных инструментов. А в дешевых имеется 512 Кбайт памяти или менее, звучание таких карт заметно хуже, хотя все равно это гораздо реалистичнее частотного синтеза.
Запись нот
Звуковые карты не умеют преобразовывать музыку в ноты - не ждите, что, подав на вход звуковой карты запись музыкального произведения с магнитофона, вы сможете на выходе получить его партитуру. Однако с помощью специальных программ (как элементарных типа Ballade, так и профессиональных типа Score и Encore), вы можете записывать музыку (вручную или с помощью музыкальной клавиатуры) в виде нот, проигрывать их, оформлять и печатать ноты (партитуры) и т.д. Многие современные композиторы и аранжировщики не пишут ноты от руки, а используют компьютерные программы (правда, чаще для Макинтоша, а не для IBM PC).
Запись и воспроизведение речи
Звуковые карты не умеют сами по себе читать вслух имеющиеся в компьютере тексты или распознавать произнесенные человеком слова и предложения - это слишком сложные задачи, чтобы методы их решения можно (точнее, целесообразно) было встроить в звуковую карту. Впрочем, с помощью специального программного обезпечения обе эти задачи решаются, хотя и не вполне удовлетворительно. Так, читаемый компьютером текст обычно невыразителен и не содержит правильных интонаций. А при распознавании речи либо программа может узнать весьма ограниченный набор слов,либо качество распознавания становится слишком низким. Впрочем, в ближайшее время такое положение дел может измениться.
Замечание. Некоторые программы используют при генерации и распознавании речи специальные возможности звуковых карт, а некоторые обходятся без них. Например, фирма Creative Labs выпускает некоторые звуковые карты с сигнальным процессором (ASP), облегчающим генерацию и распознавание речи, и поставляет вместе с такими картами соответствующее программное обезпечение. Разумеется, те программы, которые не используют специальные возможности звуковых карт,расходуют больше ресурсов компьютера (времени процессора и оперативной памяти).
Размещено в Без категории
Просмотров 1298 Комментарии 0 Отправить другу ссылку на эту запись
Всего комментариев 0

Комментарии

 

Текущее время: 17:49. Часовой пояс GMT +4. Powered by vBulletin® Version 5.8.9
Copyright ©2000 - 2016, Jelsoft Enterprises Ltd.