Вернуться   Компьютерный форум > Блоги > Базаров
Оценить эту запись

Видеоконтроллеры (начало)

Запись от Базаров размещена 17.01.2013 в 22:13

(Информация датирована 1996 г.)

Электронные схемы компьютера, обезпечивающие формирование видеосигнала и тем самым определяющие изображение, показываемое монитором, называются видеоконтроллером. Видеоконтроллер обычно выполняется в виде специальной платы, вставляемой в разъем системной шины компьютера, но на некоторых компьютерах он входит в состав системной (материнской) платы. Видеоконтроллер получает от микропроцессора компьютера команды по формированию изображения, конструирует это изображение в своей служебной памяти - видеопамяти, и одновременно преобразует содержимое видеопамяти в сигнал, подаваемый на монитор - видеосигнал.
Текстовые и графические режимы
На IBM PC-совместимых компьютерах видеоконтроллеры могут работать в различных режимах. Эти режимы бывают двух основных видов: текстовые и графические.
Графический режим
В графическом режиме работающая с монитором программа выводит изображение в виде прямоугольной сетки точек, цвет каждой из которых может задаваться отдельно. Таким образом, на экран в графическом режиме можно выводить тексты, графики, рисунки и т.д. А при выводе текстов можно использовать различные шрифты, любые размеры, цвета и расположение букв. Большинство современных операционных систем (Windows, OS/2 и т.д.) и рассчитанные на них программы используют именно графический режим монитора.
Однако работа в графическом режиме связана с обработкой очень больших объемов информации. Поэтому для того, чтобы она выполнялась с приемлемой скоростью, необходим достаточно мощный микропроцессор и высокопроизводительный видеоконтроллер. На IBM PC-совместимых компьютерах начала и середины 80-х годов ничего этого не было, поэтому в них (как и практически во всех других компьютерах того времени) использовался другой режим работы с экраном - текстовый.
Текстовый режим
В текстовом режиме экран монитора условно разбивается на отдельные участки - знакоместа, чаще всего на 25 строк по 80 символов (знакомест). В каждое знакоместо может быть выведен один из 256 заранее заданных символов. В число этих символов входят буквы, цифры, знаки препинания и различные специальные символы. Для каждого знакоместа на экране работающая с экраном программа сообщает видеоконтроллеру всего два байта - байт с кодом символа и байт с кодом цвета символа и цвета фона. А видеоконтроллер по этим данным формирует изображение на экране.
Для формирования изображения каждого символа видеоконтроллер использует матрицу точек фиксированного размера (например, 8х16 точек), в которой отмечено, какие точки соответствуют символу, а какие фону.



Совокупность этих матриц для каждого из 256 символов и составляет шрифт (font).
Текстовый режим работает быстро даже на самых медленных компьютерах, поскольку при его использовании для вывода изображения надо сообщить видеоконтроллеру в сотни и даже в тысячи раз меньше данных, чем в графических режимах. Однако изобразительные возможности текстового режима крайне ограничены: всего 256 символов, не более 16 вариантов цвета символа и цвета фона, невозможность выводить на экран картинки и т.д. Поэтому сейчас текстовый режим применяют лишь операционная система DOS и многие (не все) рассчитанные на нее программы.
Замечания. 1. Кроме текстового режима с 25 строками по 80 символов (25х80), иногда используются режимы с 43 и 50 строками по 80 символов (43х80 и 50х80). Другие текстовые режимы распространения не получили.
2. В старых видеоконтроллерах (MDA, CGA, Hercules и др.) шрифты символов, выводимых втекстовомрежиме, записывались в видеоконтроллер при изготовлении и не могли меняться. В более новых видеоконтроллерах (EGA, VGA и SuperVGA) эти шрифты можно загружать и программным путем, поэтому для данных видеоконтроллеров проблем с отображением символов русского алфавита в текстовом режиме не возникает - надо только установить соответствующую программу-русификатор.
EGA, VGA и др.
Поскольку в компьютерной литературе вы наверняка встретитесь с терминами: VGA, EGA, SuperVGA и т.д., стоит объяснить, что они значат. MDA, CGA, EGA и VGA - это видеостандарты, созданные фирмой IBM. Они использовались в подавляющем большинстве производимых в начале и середине 80-х годов видеоконтроллеров и мониторов. Характеристики этих стандартов приведены в таблице.



В конце 80-х годов, в связи с распространением работающих в графическом режиме программ, разрешение 640х480 точек стало казаться явно недостаточным. Поэтому многие фирмы стали разрабатывать более совершенные видеоконтроллеры, сохраняющие совместимость с VGA, но обезпечивающие также работу в графических режимах с большим разрешением (800х600 точек и более). Такие видеоконтроллеры стали называть SuperVGA или SVGA. Иногда термин SuperVGA или SVGA применяется и к мониторам, это значит, что монитор поддерживает работу с видеорежимами с большим разрешением (800х600 точек и более).
Замечания. Многие современные программы уже не поддерживают видеоконтроллеры и мониторы, существующие до VGA, то есть считают, что у пользователя должна быть видеосистема "не хуже, чем VGA". Например, так себя ведут операционные системы Windows 95, Windows NT, OS/2 и др.
Размещено в Без категории
Просмотров 3566 Комментарии 0 Отправить другу ссылку на эту запись
Всего комментариев 0

Комментарии

 

Текущее время: 17:42. Часовой пояс GMT +4. Powered by vBulletin® Version 5.8.9
Copyright ©2000 - 2016, Jelsoft Enterprises Ltd.